«Интересы Анкары ограничиваются исключительно Северной Сирией»
Таким мнением поделился с Vremechko.org руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития, российский политолог, Кирилл Семенов, комментируя последние события в Сирии.
«Проблема, как видится, заключается в несостоятельности астанинского формата. Где во-первых не представлены такие важные игроки, как Иордания и США, а во-вторых в деструктивной роли Ирана и соответственно курируемой им внутрисирийской партии в Дамаске. Как, например Саудовская Аравия или Катар не участвуют в этом процессе, хотя и имеют влияние «на земле», так и участие Ирана не приносит никакой пользы», — отметил политолог.
По его словам, если ранее предполагалось, что включение Ирана в число стран — гарантов заставит его нести ответственность за действия подконтрольных ему сил. Но как видим этого не случилось, ввиду отсутствия каких-либо механизмом воздействия или принуждения к выполнению взятых на себя обязательств.
«Отсюда нет никакой разницы, представлен Иран в формате миротворческих усилий или нет. Как теперь видно, роль и интересы Анкары ограничиваются исключительно Северной Сирией и даже в той зоне деэскалации, где по идее интересы Турции должны быть гарантированы в первую очередь. Пока не видно наличия у турецкой стороны какой-то ясной стратегии относительно минимизации влияния Хайят-Тахрир-аш-Шам на сирийском северо-западе. Укрепления позиций этой террористической структуры может спровоцировать новый виток вооруженного противостояния и консолидацию повстанческих группировок Идлиба вокруг ХТШ», — подчеркивает он.
Говоря о Южной Сирии, эксперт сказал, что там турецкое влияние отсутствует, и эти регионы находятся вне сферы турецких интересов.
«В свою очередь Россия не способна оказывать необходимое воздействие на Дамаск и Тегеран в плане принуждения к выполнению решений астанинского форума. В этих условиях вряд ли можно рассчитывать на какие-то прорывные инициативы, сформулированные и тем более реализованные тандемом Анкара- Москва. Представляется, что в целом состав участников Сирийского урегулирования требует переформатирования. Прежде всего, это касается исключения из него Ирана и подключения США и Иордании, наряду с Турцией и Россией. В целом эта тенденция уже наблюдается, мы видим договоренности в Аммане по Южной зоне деэскалации», — сказал аналитик.
Семенов также добавил, что соглашения между РФ и Джейш-аль-Ислам по зоне деэскалации в Восточной Гуте возможно и без привлечения представителей Тегерана и Дамаска, а также Анкары, так как южная Сирия находится вне зоны приоритетных интересов Турции.
Ниджат Гаджиев
Vremechko.org