На протяжении многих десятилетий в Турции пронзительный взгляд голубых глаз смотрел со щитов, наблюдая за городскими улицами и армейскими бараками. Школьники каждое утро повторяли клятву: «Счастлив тот, кто может сказать „я турок!“». Теперь эта клятва не так часто повторяется, да и сам образ Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя светской республики, для некоторых уже ушел в тень, сообщает vremechko.org.
Теперь турецкие кемалисты вздрагивают от премьер-министра Тайипа Эрдогана, который говорит, сколько детей должна иметь женщина, содействует ограничению алкоголя в стране и выражает возмущение по поводу аморальности проживания студентов и студенток в одном доме или квартире.
Как и раньше, в трудные времена народ стекался к мавзолею Ататюрка, Аныткабир, находящемуся на вершине холма в Анкаре. В этом месяце, на годовщину смерти возле памятника собралось более миллиона человек, это самая большая цифра за более чем десятилетний срок. Еще десятки тысяч собрались у дворца Долмабахче в Стамбуле, где провел свои последние дни Ататюрк.
«Та небольшая часть демократии, которую мы имеем на сегодня, всем этим мы обязаны Ататюрку», — сказал один из многих посетителей гробницы Мустафы Кемаля.
Напряженность в отношениях между религиозной и светской элитой уже давно является одной из основных линий раскола в преимущественно мусульманской, но конституционно светской республике.