Итоги встречи Трампа с Реджепом Тайипом Эрдоганом будут иметь большое значение для США, Турции и Сирии.
Хотя президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Дональд Трамп подчеркнули позитивные аспекты двусторонних отношений после их встречи во вторник, наиболее спорный вопрос, стоявший на повестке дня, а именно резкие возражения Турции против решения Трампа о поставках оружия и оборудования курдским повстанцам в Сирии, остается предметом спора между Анкарой и Вашингтоном, — пишет в своей аналитической статье на сайте «www.usnews.com» Стивен Дж.Флэнаган, старший политолог RAND, американского стратегического исследовательского центра, который является некоммерческой организацией.
В то время турецкое правительство рассматривает YPG как подразделение террористической рабочей партии Курдистана, Соединенные Штаты считают YPG силой, наиболее способной для ведения борьбы против боевиков ИГИЛ в Сирии. В то время, как высокопоставленные чиновники США уже некоторое время предвосхищали это решение, турецкие СМИ предположили, что Трамп принял это решение до визита Эрдогана в США, опасаясь, что президент Турции может убедить Трампа изменить свой курс в отношении сирийских курдов. В преддверии своего визита в Вашингтон Эрдоган выразил надежду, что его личное участие в переговорах с Трампом может разрешить разногласия по поводу вооружения YPG и назвал свой визит в Вашингтон «новаторским». В своем заявлении для прессы во вторник Эрдоган сказал: Иметь YPG в качестве партнера в регионе «абсолютно неприемлемо» и «это идет вразрез с достигнутым глобальным соглашением».
Турки знают, что их предпочтительный вариант – это, заручившись поддержкой США, совершить боевую операцию в Ракке с помощью военных сил Турции и сил Свободной сирийской армии, хотя в реальности это маловероятно. Тем не менее, Эрдоган подверг критике решение США о вооружении YPG и, вероятно, искал заверения в том, что если вооружение террористов продолжится, Соединенные Штаты предпримут конкретные шаги для защиты интересов Турции. В настоящее время самая важная цель безопасности турков в Сирии — не дать возможность боевикам YPG получить контроль над территорией к западу от реки Евфрат, что даст контроль над почти всей сирийской территорией на южной границе. Турки проводят военную контртеррористическую операцию в северной Сирии, разработанную, в частности, для предотвращения такого исхода событий.
Согласно сообщениям СМИ, должностные лица США заверили руководство Турции, что США предоставят YPG достаточно оружия и боеприпасов для взятия Ракки, но не позволят данной группировке сохранить контроль над Раккой после того, как город будет очищен от боевиков ИГИЛ. Руководство Турции не очень верит в способность США выполнить эту обязанность и утверждает, что они уже слышали аналогичные обещания в отношении освобождения сирийских городов Манбидж и Джераблус, которые остались под контролем YPG после того, как были очищены от боевиков ИГИЛ. Не исключено, что Эрдоган также может получить от США гарантию и уверенность в том, сколько территорий будет разрешено контролировать YPG в северной Сирии после поражения боевиков ИГИЛ, и, возможно, принципиальное соглашение о том, как Соединенные Штаты будут работать с Анкарой в течение следующих нескольких лет для защиты турецких интересов в регионе.
Если Эрдоган не будет уверен, что США предпримут конкретные шаги для предотвращения этого исхода в северной Сирии, он уже дал понять, что Турция будет готова предпринять дальнейшие односторонние военные действия для предотвращения вышеописанного сценария. Перед отъездом в Пекин и Вашингтон Эрдоган сказал, что не будет воздерживаться от нанесения ударов по силам YPG. «Мы однажды можем внезапно прийти», — сказал он, — «Пусть они живут в страхе».
Такой подход может привести к ударам турецких войск по военным силам США, поддерживающих YPG в Сирии. Согласно сообщениям 25 апреля, что в результате турецких авиаударов вокруг горы Синджар в Ираке было убито пять курдских ополченцев курдского регионального правительства (ближайшего союзника Турции в регионе) и около 20 боевиков YPG. По данным турецкого генерального штаба, авиаудары были направлены на срыв линии снабжения РПК. Такой дружественный огонь может нанести непоправимый урон отношениям с Вашингтоном и разрушить взаимовыгодное сотрудничество в Сирии и в других частях региона. Если разногласия по стратегии касательно YPG и Сирии будут углубляться, Турция может серьезно ограничить или закрыть доступ США к авиабазе Инджирлик на юге Турции, которую возглавляемая США коалиция использовала в качестве основного плацдарма для проведения воздушных атак против группы ИГИЛ в Сирии и в северном Ираке.
Ставки на этом заседании и его результаты очень важны как для Турции, так и для Соединенных Штатов, и могут стать переломной точкой в американо-турецких отношениях.