Ее вооружают, финансируют и тренируют на границе с Иорданией американские и британские спецназовцы.
О последней ситуации в Сирии и обострения отношений США с Ираном, а также и с Россией, рассказал в интервью Vremechko.org главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.
— 18 июня американский истребитель F-18А, действовавший в составе международной антитеррористической коалиции, сбил самолет Су-22 ВВС Сирии. В ответ Минобороны России официально объявило, что теперь будет воспринимать все американские самолеты над Сирией как воздушные цели, так как «действия США в этой стране — фактически военная агрессия». Российские военные также заявили, что прекращают взаимодействие с США в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе. Западная пресса уже заговорила о возможной войне США против России. Так почему же американцы все-таки сбили сирийский военный самолет?
— Еще совсем недавно газета New York Times весьма благосклонно писала о переговорах начальников генеральных штабов ВС США и России Джозефа Дэнфорда и Валерия Герасимова в Баку, а The Wall Street Journal приветствовал секретные российско-американские переговоры по Сирии в Иордании, о которых первым из мировых СМИ рассказал публике. Однако 20 июня 2017 года New York Times вышел с редакционной статьей под заголовком: «Россия угрожает взять на прицел военные самолеты США в небе над Сирией». А WSJ в тот же день заявил: «Альтернатива для США — показать, что Асад, Иран и Россия дорого заплатят за свои амбиции».
Но это пресса, которая, то нагнетает панические настроения, то призывает Вашингтон проявить силу. А, вот, сами американские военные на заявление российского Минобороны отреагировали крайне растеряно. Сначала они пытались опровергнуть российскую версию о том, что американцы не использовали канал связи между воздушными командованиями авиабазы Эль-Удейд (Катар) и российской авиабазы Хмеймим для предотвращения этого ЧП в сирийском небе. Потом представитель Центрального Командования США на Ближнем Востоке полковник Джон Томас сообщил, что они сами пытались связаться с пилотом сбитого Су-22 «с использованием чрезвычайной радиочастоты, но, к сожалению, безуспешно».
Полковник Томас задействовал и своих подшефных курдских боевиков из «Сирийских демократических сил». Их спикер Талаль Салу слезно рассказал журналистам, что, оказывается, самолет сбили по просьбе курдов, которых сирийская армия якобы накануне обстреливала из всех видов артиллерии и нещадно бомбила.
Наконец, как вишенка на торте — после того, как Кремль не стал комментировать возможность открытого столкновения РФ и США в Сирии, сам глава американского генштаба четырехзвездный генерал Дэнфорд предложил не преувеличивать значение инцидента. И, как сообщили представитель Пентагона Адриан Рэнкин-Гэллоуэй и его коллега по Центральному Командованию Дэмиен Пикарт, американцы приняли решение передислоцировать свои самолеты в Сирии во избежании дальнейшего обострения обстановки. Примечательно, подполковник Пикарт даже не скрывал, что это решение было принято после встреч с участием представителей сирийского правительства и российских войск. Надо понимать, что все-таки существует некое взаимопонимание между военными России и США?
Тогда к чему американцам было сбивать самолет, если они сами оказались не готовыми к дальнейшей конфронтации? У меня есть только одно объяснение – этот инцидент стал возможен как результат борьбы мнений в самих США.
— Вы имеете в виду столкновение позиций по Сирии в американском политическом истеблишменте?
— Гораздо хуже – в самом Белом Доме и ближайшем окружении президента Трампа. Генерал-лейтенант Герберт Макмастер, назначенный Трамп советником по национальной безопасности, с подачи сотрудников ЦРУ, в середине марта попытался уволить некого Эзру Коэна-Ватника с поста директора Совета национальной безопасности Белого дома по разведке. По сути, сам факт назначения старшим директором по разведывательным программам 30-летнего дилетанта Эзра Коэна-Ватника сразу же стал своеобразным вызовом «силовому блоку» администрации Трампа. Ведь традиционно эта должность достается высокопоставленным и заслуженным сотрудникам ЦРУ.
А дальше – больше, выскочка Коэн-Ватник нажаловался зятю президента Джареду Кушнеру и Трамп отказался посылать своего карманного «разведчика» в отставку. Тогда The New York Times заметила, что неспособность МакМастера повлиять на ситуацию показывает, насколько далеко он находится от круга доверенных лиц Трампа. Коэн-Ватник это тоже понял и перешел в наступление.
Он и советник СНБ по Ближнему Востоку Дерек Харви (этот, кстати, профессионал) сцепились с военными, потребовав, чтобы США перешли в наступление на юге Сирии и вообще чувствительно ударили по Асаду. Однако министр обороны США Джеймс Мэттис несколько раз отклонял их предложение.
Но, видимо, «ястребам» частично удалось продавить идею активизации боевых действий против правительственных сил, и они решили запустить пробный шар в виде атаки на сирийскую «сушку», чтобы выяснить насколько серьезно русские будут защищать Асада перед лицом уже не игиловской, а американской угрозы. Выяснили, что очень серьезно.
— Не совсем понятно, почему американцы снова взялись за Асада, когда ИГИЛ так активно сопротивляется в Ракке и юго-востоке Сирии?
— США решили, что судьба ИГИЛ решена и пространство, которое сейчас контролируют «воины халифата» должны занять ни правительственные силы, ни протурецкая оппозиция, даже ни курды и, тем более, ни проиранские шиитские милиции, а «респектабельные» арабские оппозиционеры, объединенные американской коалицией в Новую Сирийскую Армию (НСА). Ее вооружают, финансируют и тренируют на границе с Иорданией американские и британские спецназовцы.
Именно боевики НСА должны закрыть сирийско-иракскую границу и со временем стать самой мощной суннитской силой на востоке Сирии. Сейчас западные инструкторы прямо-таки пестуют боевиков Новой Сирийской Армии. Именно оберегая их, американцы трижды за последний месяц наносили удары по союзным Асаду проиранским милициям и сбили иранский беспилотник в районе Ат-Танф. На взгляд официального американского представителя Райана Диллона, отряды шиитского ополчения «подошли слишком близко и представляли угрозу для союзных коалиции сил».
— Через тяжелые бои с ИГИЛ к сирийско-иранской границе пробиваются и сирийские проправительственные силы, и многотысячное шиитское ополчение, действующее на территории Ирака. Чем объяснить такое желание ближневосточных шиитов – взять под контроль территории, где их единоверцев никогда не было?
— Кстати, соединение шиитских милиций Ирака «Хашд аль-Шааби» уже заняло в районе города Ар-Рутба пограничный переход Аль-Валид, где иракцы встретились с правительственными войсками Сирии и их проиранскими союзниками. Нечто вроде знаменитой «Встречи на Эльбе». Прорыв к границе – это был приказ, который озвучил командующий спецназом Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) «Кудс» генерал-майор Кассем Сулеймани. Он вместе с бойцами шиитской бригады «Фатемийун» даже помолился на линии границы.
С поражением ИГИЛ перед Ираном открывается уникальная возможность создать т.н. «Шиитский полумесяц», под которым надо понимать контроль Тегерана над шиитскими арабскими территориями – от Ирака через Сирию в южный Ливан.
— Однако такое желание Тегерана должно противоречить планам Москвы по сохранению Сирии как единого светского государства. Почему же тогда она поддерживает иранцев?
— Россия вступила в сирийскую кампанию гораздо позже проиранских милиций и спецназа КСИР «Кудс». Иран в борьбе с ИГИЛ в Сирии и Ираке потерял чуть ли не три десятка только одних генералов, а без Хизбаллы сирийскую армию давно разбили бы и в Дамаске бал правили бы террористы. Поэтому Москва не может не считаться с позицией Тегерана в Сирии.
Но создание «Шиитского полумесяца» Россия, конечно, не поддерживает, как, впрочем, и сам Асад, абсолютно светский лидер. Какие симпатии русские военные могут испытывать к бойцам той же бригады «Фатемийун», составленной из афганских шиитов? Когда-то это формирование, которое называлось «Армия Мохаммеда», воевало против советских войск в Афганистане.
Скажу более, я уверен, что Москва тихо и осторожно спустит на тормоза все иранские гегемонистские планы. Во всяком случае, в Сирии. К примеру, уже упомянутый генерал Сулеймани однажды заявил: «Битва за Алеппо составляет первую линию защиты иранской исламской революции». Но никакие проиранские силы в формате иракских шиитов не закрепились в Алеппо. Их просто вышибла из города чеченская военная полиция. А заодно и шабиху – сирийское проправительственное ополчение.
— Но как Вам видится дальнейшее развитие ситуации в Сирии? Могут ли какие-либо инциденты привести к глобальному столкновению Москвы и Вашингтона или, допустим, Вашингтона и Тегерана?
— Бывший президент Барак Обама, рассуждая о действиях России на Украине и в Сирии, отверг возможность войны между ядерными державами, заметив, что «нужно заранее очень четко понимать, за что стоит воевать, а за что нет». Дональд Трамп ничего подобного не заявлял, но судя по осторожно-примирительному тону последних заявлений главы Объединенного комитета начальников штабов Джозефа Данфорда, лобового столкновения РФ и США в Сирии удастся избежать.
И еще одно, очевидно, что и с Ираном американцы будут теперь значительно осторожнее. Особенно после того, как Иран со своей территории шестью баллистическими ракетами (очевидно «Шахаб-3») успешно поразил позиции ИГИЛ под сирийским Дейр-эз-Зором.
Сейчас американцы, буквально, разрываются, скажем так, в оперативно-тактическом контексте. Они форсируют операцию «Гнев Евфрата», максимально возможно помогая курдам взять Ракку, столицу «халифата». Правда, наступление захлебывается в крови. А с другой стороны, они тратят средства и силы на подготовку пресловутой «Новой Сирийской Армии», которая должна сражаться и с радикалами, и с войсками Асада. Американцы прикрывают этих оппозиционеров реактивными системами залпового огня и ствольной артиллерией, которые обслуживают морпехи США. А ведь это чревато прямым столкновением сирийских и американских военных.
На мой взгляд, ставка на т.н. «Новую Сирийскую Армию» абсолютно проигрышная. На днях всего восемь боевиков ИГИЛ захватили базу проамериканской группировки «Джейш Махавир Аль-Таура» («Армия гвардейцев революции») возле пограничного с Иорданией перехода Ат-Танф, где их готовил спецназ США. «Гвардейцы», судя по видео, опубликованном медиа-ресурсами ИГИЛ, террористам сдались без боя, и те никуда не торопясь, переодели пленников в оранжевые робы заключенных, изрядно помучили, а потом перерезали горло.
Что-то не получается у американских инструкторов с подготовкой своих «собственных» боевиков. Многим, наверное, памятна история обучения пяти тысяч «элитных спецназовцев» из числа антиасадовских оппозиционеров. Выпустили в жизнь только 50, после первого же боя в строю осталось не больше пяти боевиков – остальные куда-то разбежались. На подготовку этих «героев» было потрачено 500 миллионов долларов. Впрочем, не исключаю, что дело может быть в банальной коррупции. И в Америке хватает, как говорили классики сатиры, «идейных борцов за денежных знаки».
В любом случае, Белому Дому, особенно аппарату советника президента по национальной безопасности и всем заинтересованным ведомствам (ЦРУ, Пентагон и пр.) пора выработать ясную, в том числе и для оппонентов США, концепцию своих действий в Сирии. Без нее над сирийским театром военных действий прямо-таки нависает густой туман непредсказуемости, из которого могут внезапно появиться любые призраки. В том числе, и ядерной войны.
Ниджат Гаджиев
Vremechko.org